Участники фестиваля российских вин RusWineFest 2022, прошедшего в Екатеринбурге, рассказали, что на фоне санкций в отношении России и трудностей с доставкой импортных напитков ожидается рост спроса и узнавания российского вина. При этом эксперты отмечают, что в последние годы отечественный продукт хоть и не сравнялся по качеству с европейским, но уже сильно развился в этом направлении.
Карина Согонян, винный эксперт, амбассадор Domaine Burnier:
— Я как человек, который больше 20 лет занимается вином, понимаю, что российское виноделие обрело интересное лицо примерно семь лет назад. Последние пять лет становится все больше хороших российских вин. По большому счету, активный интерес к российскому вину должен был быть уже давно. А сейчас, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
Карина Согонян ожидает начало расцвета российского терруара (вина, выполненного из сырья, выращенного в определенной местности и при контролируемых условиях). «Терруар Крымского района будет принципиально отличаться даже от соседнего Семигорья, от Новороссийска и Геленджика. Да, у нас не такое большое разнообразие сортов [как в других странах], но сейчас уже можно будет выбирать терруарные российские вина», — считает эксперт.
Также о развитии терруаров 66.RU рассказал основатель винодельческого хозяйства «Лефкадия» Михаил Николаев. Особенно он выделяет перспективы развития дагестанского виноделия.
Михаил Николаев, основатель винодельческого хозяйства «Лефкадия»:
— Когда мы говорим про виноделие в России, для среднестатистического россиянина это понятие связано с Краснодарским краем, Крымом и Доном. Это не совсем верное понимание, потому что эти регионы включают в себя множество зон, где разные подходы к винограду (например, Севастопольская зона, Симферопольская, Пригорная, Прибрежная зона Геленджика, зона Тамани и т. д.). Часто при этом забывают про Дагестан. В моем понимании, у дагестанских виноделов очень большой потенциал — там уже сделали неплохие вина. Я надеюсь, что Дагестан не пойдет по пути Краснодарского края, который превратился в глазах потребителя в большого массового производителя, а сейчас пытается отстоять индивидуальность своих микрорегионов.
Михаил считает, что сейчас лучший момент для того, чтобы виноделы сконцентрировались на том, что у них получается лучше всего. «Раньше многие были нацелены на импортозамещение и пытались создать псевдоевропейские вина. А сейчас у виноделов появляется момент творчества и они могут транслировать свою точку зрения».
Однако эксперты отметили, что на фоне «спецоперации» и последовавших за ней санкций в винной сфере возникли трудности. Прежде всего, объясняет бренд-амбассадор «Абрау-Дюрсо» Виталий Горбенко, сейчас ограничивается возможность участия в международных конкурсах.
Виталий Горбенко, бренд-амбассадор «Абрау-Дюрсо»:
— Каждый год наши вина ездили на престижные международные конкурсы. В прошлом году этих конкурсов было шесть: на них наши вина получали хорошие оценки и это давало нам понимание, на каком уровне качества находятся наши вина по сравнению с винами из ведущих регионов. Например, в прошлом году мы получили высокие оценки экспертов. А теперь — условно в черном списке.
Также эксперты отмечают ряд других проблем. В частности, непростая ситуация с упаковкой: в России нет бумаги для производства этикеток. Однако даже это, по мнению основателя винодельческого хозяйства «Лефкадия», может быть российским виноделам в некотором смысле на пользу.
«Это будет время решений, которые, с одной стороны, будут вынужденными, с другой стороны — модными. Вероятно, мы увидим новые виды упаковки. А кроме того, мы, например, в этом году будем больше использовать венгерского и кавказского дуба вместо французского. На мой взгляд, подобные решения сделают нас более идентичными», — считает Михаил Николаев.
Кроме того, как заметил Михаил Николаев, 2021 год был плохим в плане погоды для Краснодарского края, и в этом году вина в России меньше, «чем его физически могли бы произвести в других условиях». Дефицит, по его словам, сильно повлияет на цены.
«Еще я надеюсь, что сейчас появится больше интересных виноделен. А большие производители, надеюсь, поймут это как момент, чтобы поменять свой ассортимент, свои вина, свой подход и стать более интересными, молодежными и доступными», — заключил Михаил.
На прямой вопрос, на сколько процентов вырастет цена на вино и другой алкоголь для потребителей, эксперты не отвечают. «Непонятно. Мы не знаем, какой будет курс, а от курса зависит то, сколько будут стоить дрожжи, хмель, какое-то оборудование, бочки например. Пока рано делать какие-то прогнозы в этой части», — заключил основатель «Лефкадии».
Кроме того, CEO пивоварни «Якорь» Илья Защук отмечает, что повышение цен будет связано не только с вышеперечисленными проблемами, но и в общем с ростом себестоимости продукта.
Илья Защук, CEO пивоварни «Якорь»:
— Солод за последний год подорожал почти в два раза. Электричество за последние пять лет — в пять раз. Картон тоже подорожал чуть ли не в три раза. Поэтому когда мы поднимаем цену на 10%, мы не маржу свою увеличиваем, а пытаемся хоть как-то компенсировать вот это все.
Соучредитель «Винотеки Соловьева» Илья Гоголев добавил, что дистрибьюторы стараются поддерживать российских виноделов и делать их продукцию более доступной для покупателей. «У нас наценка на все представленные в нашей винотеке российские вина на 10–20% ниже, чем на импортные», — подчеркнул Гоголев.